Основная информация
Всемирно известная четвертая по величине церковь в мире расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колон, сплетенных вместе паутиной парящих опор, провоцирует на эпитеты в пре¬восходной степени: грандиозный, ошеломляющий, вели¬колепный...
Он третий по величине в Европе после соборов Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне. Одних только статуй в соборе насчитывается 3 400.
Единственный в Европе беломраморный готический колосс строился целую вечность: первые блоки и фундамент храма заложили в 1386 г. при легендарном правителе Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного в 1813 г., утвердил Наполеон в 1805 г.
На том месте, где стали возводить Дуомо (так называют его сами миланцы), в доисториче¬ские времена стояло кельтское святилище, при римлянах храм Минервы, потом церковь Санта-Текла, построенная в IV веке и разрушенная в VI, а с VII века - церковь Санта-Мария-Маджоре, которую снесли, когда стали расчищать ме¬сто для собора.
Собор было решено строить в готическом стиле, до тех пор по эту сторону Альп не встречавшемся. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал все же итальянец - Симоне де’Орсениго. В течение 10 лет на посту главного архитектора сменяли друг друга немцы и итальянцы, пока в 1470 году собором не занялся Джунифорте Солари. Он пригласил себе в консультанты Браманте и Леонардо, а те предложили разбавить готику более современными ренессансными элементами, в результате чего появился восьмиугольный в основании купол. В 1417 году главный алтарь недостроенного собора освятил папа Мартин V, а целиком собор начал функционировать в 1572 году - после того как его торжественно открыл святой Карл Борромеи.
В 1769 году появился 104 -метровый шпиль с четырехметровой статуей Мадонны из позолоченной бронзы. После чего появился декрет, что ни одно здание в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города (на крыше «нарушителя» - небоскреба «Пирелли» - установлена точная масштабная копия статуи Мадонны). «Каменный лес» из 135 мраморных игл, устремленных в небо и передающих настроение готической архитектуры – создание XIX в.
Над алтарем собора находится гвоздь, который, как говорят, был привезен с распятья Христа. Главная достопримечательность внутри собора и в сердце каждого жителя города - золотая статуя покровительницы Милана ("La Madonnina"). Вид с крыши здания - самый впечатляющий в городе. (На крышу собора можно подняться с улицы по лестнице от северной стены храма или на лифте со стороны апсиды).
К достопримечательностям интерьера надо отнести мавзолей Джан Джакомо Медичи (1563 г.), деревянные хоры, порфировую египетскую ванну IV в., которую используют как крестильную купель.
Ошеломляет статуя христианского мученика Святого Варфоломея, с которого живьем содрали кожу. Первые шесть окон стены правого нефа забраны витражами XV в. – самыми древними в этой базилике.