Основная информация
Самое значительное художественное собрание города названо по имени огромного дворца (Palazzo di Brera), где, кроме него располагаются Академия изящных искусств, Ломбардский институт наук и литературы, библиотека и обсерватория. На территории комплекса разбит ботанический сад.
В XIV в. на этом месте были дома и суконная мастерская, принадлежащая монахам ордена умилатов. Из-за конфликта с церковью в 1571 г. все их имущество конфисковали в пользу иезуитов , организовавших колледж.
Вскоре колледжу потребовалось новое здание. Его спроектировал Франческо Мария Риккини. Строительство начали в 1651 г., а закончили в 1773 г. Во внутреннем дворе установили бронзовую статую Наполеона в образе Марса работы величайшего скульптора Антонио Кановы. Император заслужил памятник тем, что распорядился свозить в местные академии художеств картины из оскверненных церквей и монастырей. Так начали формироваться коллекции Галереи Академии и Венеции, Национальной Пинакотеки в Болонье и Пинакотеки Брера.
Экспозицию открывает коллекция Эмилио и Марии Йези, которая показывает главные художественные течения в итальянском искусстве первой половины ХХ в. Живопись представлена работами Боччони, Брака, Каррба, Модильяни, Моранди. В собрании скульптруы преобладают – Медардо Россо, Артуро Марини и Мариино Марини.
Следующая часть галереи отдана живописи XIV и XV веков и включает шедевры Джентиле да Фабиано, Андреа Мантеньи, Джованни Беллини и Виторе Карпаччо. Небольшая картина Мантеньи «Мертвый Христос» написана в конце жизни художника и предназначалась им для своей могилы в церкви Санта-Андреа в Мантуе. Она вошла в историю живописи как впечатляющий художественный эксперимент в выборе ракурса. Мертвое тело лежит ногами к зрителю. «Мертвый Христос» представляет драму Голгофы не через описание обстоятельств произошедшего, а через изображение чувств. Это первый пример эксперссионизма, к которому будут обращаться западноевропейские живописцы всех последующих эпох.
В следующих залах выставлены полотна и фрески крупного формата: «Проповедь Святого Марка и Александрии Египетской» кисти братьев Джентиле и Джованни Беллини, «Обретение мощей святого Марка» Тинторенто, «Мадонна и святые» Винченцо Фоппы и другие полотна.
Из живописи XVII в. можно отметить первоклассного Караваджио «Ужин в Эммаусе», знаменитую «Тайную вечерю» Рубенса. Следующий XVIII в. в истории живописи представлен работами блестящих мастеров Венеции Пьяцетты, Тьеполо, Гварди и Каналлето.