Основная информация
Агридженто столица провинции, славится своим торговым портом - Порто Эмпедокле. Город был основан переселенцами из Джелы в 581 г. и назван Акрагас. В битве при Химере (480 г. до н.э.) его жители встали на сторону сиракузцев, боровшихся против карфагенян и победивших. К этой эпохе относится большинство храмов Акрагаса, воспетого поэтом Пиндаром как "прекраснейший из городов, населенных смертными".
Но и тут судьба оказалась безжалостной. Все, что карфагеняне разрушили во время следующего похода, было восстановлено. Но в III в. вслед за ними явились римляне, и для Акрагаса как города-государства это означало конец. Правда, не сразу, еще несколько столетий город жил спокойно и свободно, но в византийскую эпохуначался его неудержимый упадок. И с тех пор "Гиргенти" - так называли город арабы - разделяет судьбу всего острова.
Любая прогулка по центру города начинается и заканчивается на площади Альдо Моро (Piazza Aldo Moro) с ее уютными кафе в тени деревьев. Здесь можно спокойно посидеть и отдохнуть, наблюдая за прохожими. Via Atenea, главная улица Нового города, вьется между домами и выводит к однонефной барочной церкви Пургаторио (Chiesa del Purgatorio), которая стоит на одноименной площади и привлекает к себе внимание богато украшенным порталом.
На холм, где когда-то находился акрополь (Верхний город), лучше всего поднятся по серпантину, любуясь окрестностями. Сначала по Via Fodera надо пройти к аббатству Санто-Спирито (Santo Spiritto), появившемуся в XIII в. и полностью перестроенному в эпоху барокко. О Средневековье напоминают лишь портал и розетка на фасаде.
Справа от церковного портала находится неприметная дверь. Если постучать, она откроется и на пороге появится монахиня. Дружелюбно улыбнувшись, но не нарушив обед молчания, она даст вам полную мисочку pasta di mandorla - миндального печенья.
Теперь на подъеме нужно держаться левой стороны. Вскоре взгляду откроется собор Сан-Джерландо (Cattedrale San Gerlando). Когда-то здесь стоял храм Зевса, потом его перестроили норманны, колокольня датируется XVII в., когда Сицилией правил испанский король Карл II. В пресбитерии можно проверить акустический эффект: любое слово, произнесенное у входа в храм, отлично слышно в его апсиде (Via Duomo).
Спускаясь к Via Atenea, стоит осмотреть церковь Санта-Мария-деи-Гречи (Chiesa Santa Maria dei Greci), выстроенную на руинах дорического храма Афины в V в. до н.э. Трехнефную базилику украшает готический портал, а во дворе так и лежат обломки предшествующего сооружения.
В Региональном археологическом музее представлена впечатляющая коллекция археологических находок, датируемых II в. до н.э. - первыми веками н.э. (Museo Archeologico Regionale, Contrada S.Nicola).
Церковь Сан-Никола (Chiesa San Nicola), романо-готическая постройка времен Раннего Средневековья, соединяется с Археологическим музеем. В боковой капелле можно увидеть знаменитый саркофаг Федры. Рельеф, украшающий этот шедевр II в. н.э., посвящен трагической истории любви Федры, жены Тесея, к ее пасынку Ипполиту.
Дом музей Луиджи Пиранделло (1867-1936), лауреата Нобелевской премии, находится в районе под названием Каос на дороге в сторону Порто-Эмпедокле. Экспозиция музея подробно освещает жизнь и творчество прозаика и драматурга Пиранделло (Casa di Pirandello, Contrada Kaos)